
Вячеслав Коновалов, второй учебный год работающий в Нарвской госгимназии учителем и методистом, перешедший туда из госгимназии Йыхви, где был просто учителем английского, а до того руководивший нарвской Пяхклимяэской гимназией, рассказал «Городу» о том, чем госгимназия на Пушкина привлекает учеников и учителей. По его словам, ей есть что противопоставить главному конкуренту в Нарве – Эстонской госгимназии, и это не только наличие спортзала.
Здания госгимназий дают особое ощущение тем, кто в них находится
Две нарвские госгимназии начали работать одновременно, 1 сентября 2023 года, но эстонская тогда получила временный приют на Калда, 9, где более года дожидалась завершения строительства здания на Харидузе.
Нарвская госгимназия на улице Пушкина стартовала в свежепостроенном учебном комплексе, который, как и появившееся позже здание Эстонской гимназии, является, возможно, самым убедительным ответом на вопрос, что отличает современную госгимназию от обычной, построенной в советское время школы. Например, такой, как Пяхклимяэская, да любой другой.
На минувших выходных в Нарве с лекцией о важности культуры в нашей жизни выступал знаменитый эстонский профессор Давид Всевиов, историк, культуролог. В ней он, можно сказать, мельком упомянул то ощущение, которое появляется у человека внутри современного учебного здания, то особое чувство, которое помогает ему уверенно двигаться по ступеням образования вверх. Всевиов, правда, говорил о Нарвской эстонской госгимназии, которую посетил, но подчеркивал, что это касается и всех прочих, подобных, недавно построенных госгимназиях. Принципиальной разницы, поверьте, нет.
От эстонской госгимназии гимназию на Пушкина с точки зрения инфраструктуры, если брать глобально, отличает наличие спортзала, что, конечно, очень важно, но в контексте уже другого разговора.
Гимназисты и там, и там, условно говоря, примерно те же, с учетом того, что в Эстонской госгимназии давно уже около 95 процентов учеников составляют ребята, чей первый язык – русский. На Пушкина гимназистов из русских семей больше, но эту разницу существенной не назовешь.
В первый год приняли гимназистов с перебором
В городской конкуренции за гимназистов пока также участвует Языковой лицей, и, конечно, не будем забывать про Школу для взрослых, стоящую все-таки особняком. Учеников хватает на всех, но их будет меньше – помним о негативных демографических тенденциях.
«Примерно 500 юных нарвитян учатся сейчас в нашей госгимназии. Есть гимназисты из других муниципалитетов, но совсем немного. Зато к нам приезжают в ежедневном режиме педагоги, например, из Йыхви и Кохтла-Ярве, хотя в основном учителя – нарвские, конечно», — говорит Вячеслав Коновалов, сам не так давно ездивший в Йыхви из Нарвы преподавать английский. Переквалифицировался тогда из директоров в учителя для большего спокойствия, на фоне болезни, о которой, само собой не будем говорить.
«В первый год работы Нарвская госгимназия приняла практически всех нарвских молодых людей, перешедших в 11 и 12 классы, покинувших городские гимназии, превратившиеся тогда в основные школы.
«В тот момент их было больше, чем то число, на которое рассчитана гимназия. На каждой параллели должно быть 180 учеников, но 12-классников было на 30 человек больше, что увеличило число ребят в отдельных классах. А 11-х классов было не 6, а 7. Во второй и третий раз мы набирали оптимальное количество учеников в 10-е классы, — рассказывает Коновалов.
От отмечает, что конкуренция с эстонской гимназией растет, и будет острее, с продолжающемся сокращением числа школьников в Нарве.
Вячеслав Коновалов сообщает, что в гимназии по факту уже нет пропорции в преподавании на эстонском и на русском или других языках — «60 на 40», и 30 процентов – это максимум в обучении отдельным предметам не на эстонском.
«Пока это математика, по которой гимназисты будут сдавать госэкзамен, а если люди учили ее 9 лет на русском, то в этом сложнейшем предмете резкий переход может иметь серьезные негативные последствия. А также в этой доле обучение иностранным языкам, которое и происходит на иностранных языках. Подчеркну, что некоторые классы выбирают и математику на эстонском, такая возможность есть», — информирует Вячеслав Коновалов.
Уже средние по Эстонии результаты, но главное – есть прогресс
Он рассказывает, что первые выпускники гимназии показывали на госэкзаменах, прежде всего, то, чему их научили в предыдущих школах, «за год что-то принципиально изменить к лучшему сложно», но уже через год результаты госэкзаменов по математики были на 20 процентов лучше.
«По-моему, это просто великолепно и очень красноречиво. Настолько большой разрыв, большой скачок, который, конечно, не случаен, а говорит о высоком качестве преподавания», — указывает Коновалов, отмечая, что результаты по другим выпускным госэкзаменам в конце прошлого учебного года также были лучше, чем в первый год.
«По Нарве, Ида-Вирумаа, мы показываем результаты высшего среднего, а по Эстонии держимся на среднем уровне или чуть выше. Все движется в нужном направлении», — говорит Коновалов о статистике, с которой спорить невозможно.
Те ребята, которые сейчас учатся полностью на эстонском в 5-х классах придут в гимназии только через 5 лет, и все, конечно, рассчитывают на то, что их знания отдельных предметов «не просядут».
Будет ли через пятилетку готова госгимназия на Пушкина к преподаванию только на эстонском?
«Есть некоторое количество учителей, которые ради того, чтобы соответствовать требованиям активно и усиленно занимаются эстонским, и школа помогает им в этом – выделен поддерживающий этот процесс учитель эстонского языка. Есть те, кому совсем немного не хватает, чтобы получить, наконец, заветную «С1». Поиск соответствующего всем требованиям учителя математики, который нужен и нам, это вызов, конечно. Их нехватку переживают школы по всей Эстонии, — информирует педагог и методист.
Вячеслав Коновалов, являвшийся в свое время и вице-мэром Нарвы по вопросам образования, сказал «Городу», что в госзимназии ему в принципе комфортнее работать, чем в основной школе, в которой много времени и сил учителей уходит на поддержание дисциплины в классах с детьми, входящих в подростковый возраст, находящихся в нем.
«Здесть мы имеем дело уже практически со взрослыми по сути людьми, пережившими сложный подростковый период, более ответственными, понимающими, к каким целям движутся. Задача поддержания порядка в классах уходит на второй план, ее нет в большинстве случаев», - говорит Коновалов.
Эстонский – не только на уроках
Анастасия Ананина, бывший учитель английского в Пяхклимяэской школе, а сейчас являющаяся также технологом по образованию в госгимназии, сообщает, что педагоги в госгимназии стараются общаться между собой на эстонском, а также и с гимназистами говорят на госязыке не только на уроках.
«Если ребята в каких-то случаях отвечают на русском, например, десятиклассники, то в этом нет беды, но общая цель педагогов и администрации – создать среду, в которой эстонский постепенно и органично выходит на первое место, такую среду, в которой он был бы одинаково комфортным для всех. Стараемся сделать это привычкой», — говорит Анастасия.
Материальная база
Вячеслав Коновалов, вспоминая свой опыт работы директором муниципальной гимназии, сравнивая ее материальную базу с возможностями госгимназий, говорит о безусловном преимуществе последних.
«Финансовые возможности города, его школ скромнее, и многое в Пяхклимяэской мы развивали в рамках каких-то проектов с внешним, не городским финансированием. Здесь же у нас есть все необходимое. Даже странно говорить, что в гимназии наисовременнейшая химическая лаборатория, например, или музыкальный класс с самыми разнообразными инструментами, или есть лифт. По-другому и быть не может», — подчеркивает Коновалов.
Рассказывает, что кроме большого спортзала есть еще маленький, а также тренажерный зал, в то время как по традиции, эстонские госгимназии используют муниципальную спортивную инфраструктуру.
Говоря о других преимуществах гимназии, Коновалом называет наличие менторов, готовящих ребят к будущей взрослой жизни, помогающих сориентироваться с профессией, но также находящих решения для споров, конфликтных ситуаций.
«У нас и учительская особенная – со стеклянными стенами, открытая взгляду. Гимназисты могут без посредничества секретаря прийти и поговорить с учителем», — говорит Коновалов о том, что может показаться кому-то странным, но в гимназии давно является нормой.










