Весна нынче солнечная. Настроение у всех благодушное. Переломы и ушибы, полученные на заснеженных обледенелых тротуарах, остались только в медицинской статистике. И никого уже не волнует снег прошедшей зимы… Разве что новый мэр Таллинна о проигранной битве коммунальных служб со снегом недавно вспомнил. Работа у него такая: с весны готовиться к следующим холодам, пишет доктор экономических наук Владимир Вайнгорт.
При этом учтем: когда о зимних улицах говорят коммунальщики и когда городские обыватели, то – по крайней мере в Таллинне – речь идет о разных проблемах.
Мы обречены падать зимой
Все дело в том, что в ходе приватизации жилья, когда все заботы о его содержании перекинули с плеч государства и местной власти на плечи жильцов – обязанность содержать в «проходимом» состоянии тротуары тоже легла на плечи собственников зданий. За коммунальными службами осталась уборка дорог.
Но разбитых машин на городских дорогах явно меньше, чем разбитых коленей, локтей и других деталей тел горожан. И в этом смысле упрекать мэрию можно только разве за то, что она не достаточно жестко требовала от квартирных товариществ исполнения их обязанностей по очистке тротуаров.
Конечно, действуя абсолютно формально, Муниципальная полиция могла прошедшей зимой для всех горожан, по крайней мере, удвоить помесячные платежи: поскольку штрафы – в конце концов – платить пришлось бы именно им. Но, слава богу, местные стражи порядка по части штрафов не слишком усердствовали, потому что понимали: вооруженные лопатами и метлами дворники со снежными обвалами этой зимы справиться не могли, при всем их желании и самом ответственном отношении к делу.
Плюс к тому не в пример им технически вооруженные коммунальщики немалую долю сгребаемого с дорог снега сбрасывали на кромки тротуаров (в результате чего выход пассажиров из автобусов на многих улицах напоминал высадку боевого десанта в сложных зимних условиях).
«Можно, конечно, вспомнить приходившие тогда в голову разные слова и обрушить их сейчас на голову местной власти.
Но, положа руку на сердце, надо сказать: в условиях, определенных законом, они спасти нас от падений не могли. Правда, есть пример соседнего Петербурга, где только назначенный перед наступлением зимы и. о. мэра Беглов (для завоевания авторитета на ожидающихся выборах) взял в руки лопату, вооружил лопатами подчиненных и всей чиновничьей толпой бросился на уборку улиц, как Александр Матросов на амбразуру.
Но по части авторитета эффект получился ровно обратный. До сих пор эта пиар-акция обыгрывается в качестве анекдотов в питерском городском фольклоре. И поделом. Потому, что дело руководства – не махать лопатой, а думать о создании системы уборки улиц зимой на основе современной техники.
В другом российском мегаполисе, Москве, с первыми снежинками начинающегося снегопада на тротуары выезжают маленькие юркие специальные машины, работающие в унисон с людьми в желтых жилетах. Без такой техники что Питер, что Таллинн обречены в снежную зиму становиться, разве что, хорошей натурой для съемок фильмов о блокаде (когда дорожки на тротуарах протаптывали пешеходы, старающиеся идти след в след).
Без техники тротуары не убрать. А технику покупать квартирные товарищества не в состоянии. Во-первых, из-за цены. Во-вторых, к технике нужны умеющие ею управлять специалисты. В-третьих, дорогостоящую технику надо где-то держать. Можно назвать с десяток других причин, объясняющих, почему при нынешнем распределении обязанностей по уборке города техники такой у нас нет и не будет.
Штрихи к проекту безопасности
Тротуарные снегоуборщики – только одна из деталей сложного механизма, включающего не только технику (от сбора, вывозки до снеготопок), но и специальное обустройство бордюров и, конечно, единую систему управления. Но это уже не предмет газетной статьи.
Для нашей темы важен еще один зимний сюжет: сосульки и пласты снега, падающие с крыш (жертвами чего оказывалось немало горожан). Конечно, странно было бы говорить, что уборкой снега и льда с крыш тоже должны заниматься коммунальные службы города. Но и квартирные товарищества в этом деле мало что способны сделать. Иногда они нанимают (за приличные деньги) специальную бригаду из альпинистов. Но снег имеет одну особенность: он выпадает по много раз за одну зиму.
Проблема не в очистке крыш. Она в том, что сталактиты сосулек свидетельствуют не о плохой уборке снежных заносов, а о нарушении законов строительной физики. Дом, где я сейчас пишу статью, был построен в 1950-е годы. И на нем раньше не было сосулечных гирлянд. Теперь они вырастают почти в размер последнего этажа. После утепления чердака, сделанного абсолютно безграмотно.
«И это не вина, а беда правления квартирного товарищества, заказавшего работу по реконструкции, как теперь ясно, малограмотному исполнителю.
Кажется мне, что в обязанности мэрии надо бы включить разработку и распространение типовых проектов (вплоть до рабочих чертежей) реновации, а также ввести в штат одной из служб бюро экспертизы для приемки выполненных работ.
Где взять деньги? Один из вариантов на поверхности: лет тридцать назад, когда жителей в городе было больше, а районные власти в Таллинне еще занимались содержанием жилья и даже организацией многих производств, районов города было меньше. Зачем у нас столько чиновников и начальников в этих конторах?
Нам важно, чтобы безопасность и комфорт горожан зимой стали одной из главных муниципальных забот. По крайней мере, пока ожидаемое потепление не превратит побережье Балтики во что-то средиземноморское. Но до этого, похоже, еще далеко.