
Опрос Norstat, целью которого было выяснить, за кого будут голосовать эстоноземельцы на осенних выборах в собрания местных самоуправлений, дал вдохновляющий для нарвских центристов результат. Списку Центристской партии прочат 18 кресел в Нарвском горсобрании из 31-го, на 8 больше, чем в 2021 году, но вряд ли будущим участникам этой команды, а также ее болельщикам стоит сильно радоваться.
Предпочтения избирателей, оценивающих деятельность разных партий, бывают очень сильно «оторваны от земли». То есть от деятельности политических сил, конкретных депутатов и членов управы в том самоуправлении, в котором проживают выражающие свое мнение люди, в нашем случае – в Нарве.
Оппозиционность Центристской партии на государственном уровне, ее неучастие в принятии вызывающих дикую критику во всех уголках ЭР скандальных законопроектов во многих случаях могут быть важнее всего. «Единственные, кто был против лишения избирательных прав неграждан, граждан РФ и прочих стран, не входящих в Евросоюз». «Они критикуют налоговую политику, голосуют против повышения налогов». Много такого.
Нахождение в оппозиции фракции ЦП в Нарвском горсобрании также, вроде как, должно добавить ей очков. Легко будет центристам валить все актуальные беды Нарвы на действующую власть, на депутатов большинства. Непросто будет оставлять за скобками разговор о том, какими получились результаты 20-летнего правления ЦП в Нарве, о том, чего добились они, вернувшись к браздам правления осенью 2023-го и находясь при власти до завершения 2024-го.
С возможностями для критики оппонентов в целом все хорошо у центристов, но вот похвастаться особенно нечем. Нет пока у них и какого-то большого проекта развития Нарвы, стратегического, главное – реалистичного, такого, который подвиг бы избирателей, забывших о воздушных аквапарках, отдать кандидатам ЦП свои бесценные голоса.
Оппозиционность ЦП в Рийгикогу будет и мешать, так как уже не скажешь нарвитянам, что «участие нашей партии в правительстве, нахождение наших депутатов в парламентском большинстве открывают особые возможности для продвижения каких-либо проектов».
К картине, показанной нам опросом Norstat, следует относится крайне критически еще и потому, что респонденты отдали 4 места в Нарвском горсобрании Социал-Демократической партии и 2 – EKRE, а это, извините, ерунда. У нарвских соцдемов с максимальнейшей вероятностью не будет никакого отдельного списка, также как и у EKRE, а если случится такое чудо-чудное, и они вступят в игру, то ее результат будет жалким.
Тут уж скорее поверишь, что список Партии реформ в Нарве добьется нестыдного результата, то есть наберет пару процентов голосов, а не вот в это вот все.
Самое главное, что нужно понимать про всякие нарвские выборы, это то, что нарвитяне голосуют за конкретных людей как правило, а межпартийных баталий у нас, можно сказать не случается. В этот раз будет, по всей вероятности, два партийных списка – центристы и реформисты, а избирательные союзы подадут как внепартийные, и кого там только не будет, но в партийности участников никто, конечно, разбираться не станет.
Обычно достаточно внимательно изучить списочный состав той или иной команды, чтобы со сравнительно высокой точностью предсказать результат, оценив, конечно, и то, как они работают с избирателем. Нарва, к сожалению, не тот город, который может рассчитывать на существенное обновление депутатского корпуса, а потенциал активных местных политиков в общих чертах известен.
Больше всего люди обращают внимание на лидеров списков, в которых в общей сложности будет, скорее всего, не так много народу, как 4 года назад. Это закономерно, «каков поп, таков и приход», и нарвские центристы прямо удивили, сообщив о своем первом номере на октябрьских выборах еще в начале апреля.
Им решили сделать уже занимавшего год с лишним пост градоначальника тартусца Яана Тоотса, собирающегося зарегистрироваться в Нарве, купившего квартиру в новом элитном доме на месте снесенной 7 школы. Нарвский лидер центристов, председатель их фракции в горсобрании Алексей Евграфов, очевидно, не хочет покидать кресло в Рийгикогу, а Тоотс, зампредседателя Центристской партии, готов опять стать мэром.
Не очень понятно, зачем ему это надо. Ведь первый его опыт руководства городом не был историей успеха. 68-летний Тоотс запомнился нарвитянам в основном своими настойчивыми попытками привести в город таджикских инвесторов, которых пока никто не видел, но про поездку мэра в Таджикистан знают все.
Он рассказывал горожанам, что таджики готовы возродить текстильное производство на одной из фабрик Кренгольма, создать обрабатывающее таджикский мрамор предприятие в промышленном парке, открыть Таджикский торговый дом.
Тоотса отправили в отставку в декабре, и фантомные таджики стали забываться. Действующий мэр Катри Райк говорит, что прошлый градоначальник никаких документов ей в связи с сотрудничестврм с Таджикистаном ей не передавал, и никакая работа в этом направлении не ведется.
Ваш коррепондент встретил Яана Тоотса в Нарве 9 мая, на открытии новой выставки в Замковом парке. Тот гулял там в компании бывших вице-мэров – Олега Карпикова и Мессурме Писаревой. Отвечая на вопрос, продолжает ли он работу с таджикскими предпринимателями, Тоотс сказал, что дело движется, и 23 мая в Нарву приедет таджикская делегация из 25 человек. По его словам, все ранее озвученные планы в силе.
Отметим, что таджики хотели посетить Эстонию прошлой осенью, но им не дали виз.
Вряд ли к этой осени какие-либо таджикские проекты в Нарве войдут в стадию реализации, но это не помешает, конечно, Тоотсу о них рассказывать.
Больше рассказывать, надо полагать, особо не о чем.
Самая сложная задача для нарвских центристов – убедить всех, а, прежде всего, потенциальных кандидатов, что они могут вернуть себе власть, чтобы выступить в октябре с достойным списком.
Результатов одного опроса, конечно, для этого недостаточно.