
Это очень грустно, но, конечно, никакие выступления нарвитян за снижение нарвского тарифа на тепло, ставшего минувшей осенью самым высоким в Эстонии, сделать его более умеренным не помогут. Во всяком случае, надеяться на то, что что-то изменится в положительную сторону в ближайшие годы, а тем более до конца текущего отопительного сезона, было бы невероятно наивно.
Считать, что городские власти способны сейчас как-то повлиять на суммы счетов за квартиры, которые мы достаем из почтовых ящиков, это чистейшей воды самообман. А вера в то, что государство пойдет навстречу нарвским потребителям тепла, выделит субсидию, благодаря которой нарвитяне получат временную скидку на услугу центрального теплоснабжения, это даже не вера в чудеса, это хуже. Какие-то чудеса, возможно, бывают, а вот такого не может быть никогда.
Сейчас, конечно, мало кто вспомнит, но полтора года назад нарвские власти, скажем так, проявили активность в вопросе урегулирования тарифа на тепло, который тогда (1 сентября 2023 года) вырос на 80 с лишним процента, обратившись к правительству ЭР за помощью.
Катри Райк тогда была мэром Нарвы, как сегодня. Татьяна Стольфат, опять же, как и в настоящее время, занимала позицию председателя горсобрания.
Они еще в августе 2023-го отправили письмо на имя премьер-министра ЭР Каи Каллас, в котором просили правительство помочь Нарве, столкнувшейся с небывало резким ростом теплотарифа, обещавшим усугубить и без того острые социальные проблемы.
Райк и Стольфат предлагали государству выделить производителю тепла 7,5 млн евро, чтобы компенсировать ему 50 процентов от одобренного департаментом роста теплотарифа. Руководители Нарвы, не сомневавшиеся в обоснованности новой цены тепла, надеялись, что таким образом в полной мере она начала бы действовать через год, то есть ее повышение было бы сравнительно мягким.
Тут можно было бы вспомнить, откуда они предлагали взять деньги на субсидию, почему надо ее обязательно выделить, но смысла в этом никакого нет. Эта инициатива была заведомо провальной, так как помощь нарвитянам с временным снижением теплотарифа в два раза была бы настолько ярким и безусловным нарушением конституционного принципа равноправия, что на это госвласти не пошли бы даже при огромном желании поддержать жителей приграничного города.
Конституция ЭР дает всем жителям страны равные права, и, так называемое, равное обращение, гарантируемое и другими законами, предполагает, что, например, пенсионеры, одинокие пенсионеры во всех уголках Эстонии могут рассчитывать на равносильную помощь от государства. То же касается других малообеспеченных эстоноземельцев, да и вообще всех эстоноземельцев. Протянуть руку помощи одним и проигнорировать других означало бы дискриминировать последних.
Выделение средств в поддержку именно и только Нарве — бесспорное нарушение конституции, и именно на этом основании, несомненно, городу должны были отказать, и, конечно, отказали.
Прошла еще пара месяцев 2023 года и отправленная в отставку с поста мэра Катри Райк со своей командой оказалась в оппозиции, и в ноябре составляющие меньшинство депутаты представили руководству горсобрания проект решения, предполагающий выделение из городского бюджета двух миллионов евро на то, чтобы одинокие пенсионеры и семьи с тремя и более детьми могли благополучно пережить отопительный сезон в условиях взлетевшего тарифа на тепло.
Разумеется, никто никакие 2 млн евро не выделил, что опять же было предельно ясно заранее. И не только потому, что помогать одним нарвитянам и не помогать другим, не входящим в вышеназванные социальные группы, но находящимся в не менее бедственном положении, было бы антиконституционно. Но и потому, что бюджет Нарвы был и остается слишком скромным для таких широких жестов.
Сегодня Катри Райк и Татьяна Стольфат занимают руководящие посты, а потому можно не сомневаться в том, что уже от них будут требовать финансовой поддержки нарвитян, не справляющихся со счетами. Но в бюджете Нарвы денег по-прежнему ни на что не хватает, а конституцию, обязательную необходимость соблюдения принципа равного обращения никто не отменял.
Город не имеет рычагов давления ни на производителя тепла, ни на сетевое предприятие, доставляющее теплоэнергию в нарвские дома, ни на Департамент конкуренции, согласовывающий тарифы монополистов.
Другой вопрос, что от местной власти можно было бы ждать какой-то активности в деле наблюдения за происходящим, усилий по изучению составляющих новых тарифов, их обоснованности. Нарвитяне в последнее время много говорят о том, что хорошо бы нам всем понимать, за что мы все платим, почему платим именно столько, а в случае несправедливой цены, считают, надо оспаривать в суде. Ждут такого от наших представителей, депутатов.
Другой вопрос, что надо отчетливо понимать, что иски по оспариванию тарифов для политиков, политических сил могут быть только средством обратить на себя внимание, а единственным результатом таких судебных процессов может быть только избрание в горсобрание кого-то из них.
Ситуация вообще хуже, чем кажется, точнее — хуже, чем нам ее пытаются представить.
Строительство новой газовой станции по совместному производству электричества и тепла вместо Балтийской станции, скорый конец которой предначертан, не гарантирует, мягко говоря, Нарве теплоснабжения по умеренной цене. Станция, которую обещают построить к 2028 году при помощи выделенных уже на это дело государством 100 млн евро, не сможет отапливать Нарву на постоянной основе, а цена энергии, на ней произведенной, совершенно не факт, что будет конкурентоспособной.
В недавнем интервью «Северному побережью» глава Enefit Power Лаури Карп подчеркнул, что эта газовая станция не может являться базовым решением проблемы отопления в Нарве, потому что она создается для периодов пиковых нагрузок в качестве резерва, который можно запускать и останавливать. «Это активная электростанция, сделанная для рынка электроэнергии», — сказал Карп, считающий, что рентабельность станции никто не может гарантировать.
Государственная власть так или иначе решает задачу бесперебойного снабжения республики электроэнергией, а тема «дешевого тепла для Нарвы» для нее глубоко вторична.
Есть еще эфемерная надежда на тепло, которое Нарва могла бы получать с атомной станции, реализация проекта которой пока находится на начальном этапе. Выбирают место, из пятнадцати, где она могла бы появиться, а ближайшее из них поселок — Аа, что за Кохтла-Ярве, в сторону Таллинна, в 67 километрах от Нарвы. Ее, возможно, построят, но не раньше 2035 года, а, скорее всего, позже. Может быть, она появится в волости Люганузе, что под Кивиыли, то есть дальше от Нарвы, но есть идея, что даже в таком случае она будет давать тепло нашему городу.
«Fermi Energia и ее партнеры оценивали и возможность использовать атомный реактор для центрального отопления. Дело в том, что тепловая мощность реактора даже больше, чем электрическая, и это тепло нужно утилизировать», — писали почти год назад «Деловые ведомости».
Возможно, атомную станцию будут строить в другом регионе, и вопрос теплоснабжения Нарвы с ее помощью закроется совсем скоро, за нереалистичностью.
Вероятность того, что в конкурсе на поставщика теплоэнергии, который скоро объявит Narva Soojusvõrk победит не нынешний производитель, Enefit Power, входящий в государственный концерн Eesti Energia, наверное, почти исчезающая. Все-таки проект госпредприятия поддерживают 100 млн государственных евро, что делает его предложение, проект заведомо более сильными.
В минувшую субботу пара сотен нарвитян собрались на Стокгольмской площади, чтобы сказать о том, насколько страшными ударами по их благосостоянию являются скачки цены тепла, за последние два года подорожавшего почти в три раза.
Один мой хороший знакомый назвал произошедший пикет «нарвским стокгольмским синдромом». Напомню, что «стокгольмским синдромом» называют оправдание заложниками удерживающих их террористов. Конечно, «террористы» — слишком сильное слово, неподходящее для тех, кто создал, поддерживал ситуацию, когда Нарва стала заложником монополиста.
Но вот латинское по происхождению слово «террор», обозначающее «ужас», это примерно про то, что чувствуют очень многие нарвитяне, глядя на счета, на растущие расходы, заглядывая в завтрашний день.
Пока на горизонте верного и быстрого решения проблемы высочайших тарифов на тепло и горячую воду не видно.