Один нарвский педагог отвоевал право остаться работать в школе еще один год. Что ждет остальных?

0
222
Лариса Дегель и Мессурме Писарева
Отвечающие за сферу образования чиновники Лариса Дегель и Мессурме Писарева. Фото: Софья Боборенко

Нарвской системе образования грозят непростые времена с началом нового учебного года. По данным Отдела образования, по-прежнему не хватает 14 педагогов в детских садах, а школы должны будут покинуть порядка 120 учителей-предметников. Замены им пока нет, но и министерство образования непреклонно. На этом фоне Комиссия по трудовым спорам вынесла т.н. «компромиссное решение», согласно которому педагог должен продолжить работу в школе в течение еще одного года с условием, что он должен подтвердить владение эстонским языком на уровне В2.

- Реклама -

«Оскорбительная формулировка»

С 1 августа педагоги, не имеющие на данный момент соответствующей языковой категории, должны быть уволены по пункту 2 части 1 статьи 88 «Отказ работодателя от трудового договора в чрезвычайном порядке по причине, обусловленной работником» Закона о трудовом договоре. Звучит он так: «Работник долгое время не справлялся с выполнением трудовых заданий вследствие недостаточной квалификации, непригодности или неприспособленности к рабочему месту, что не позволяет продолжать трудовые отношения (снижение трудоспособности)». Согласитесь, что такая формулировка звучит оскорбительно для людей, которые на протяжении десятилетий работали без нареканий и вырастили не одно поколение олимпиадников и медалистов, выпускников, удачно поступивших в высшие учебные заведения не только страны, но и зарубежья. И хотя данный пункт закона министерство образования согласовало с Кассой по безработице из лучших побуждений, мол, тогда бывшие учителя смогут получать выплаты, многие педагоги открыто выражали возмущение такой формулировкой и даже называли ее оскорбительной.

В то же время, некоторые руководители образовательных учреждений просили своих работников «не выступать», не оспаривать полученные предуведомления, здраво рассуждая, что новым кадрам взяться неоткуда, поэтому школы будут вынуждены снова взять в штат бывших работников. Зачем тогда поднимать лишний шум, портить отношения?

Компромиссное решение – не закон

Однако некоторые педагоги все же решились оспаривать увольнение. Помимо обновленного недавно Закона об образовании (на основании которого учителя массово стали недостаточно квалифицированными), в стране есть и другие законы, регулирующие трудовые отношения.

На данный момент известно, что два человека все же решили обратиться в комиссию по трудовым спорам, оспаривая законность предстоящего увольнения. Как стало известно, по одному заявлению принято компромиссное решение: расторжение существующего трудового договора учительницы одной из нарвских гимназий признано недействительным и работодателю рекомендовано продлить трудовой договор еще на один год с условием, что работник подтвердит владение эстонским языком на уровне В2. Резолюция комиссии апелляции не подлежит. Можно ли считать этот случай прецедентом?

«Нет», — уверенно заявляет руководитель Отдела образования Лариса Дегель. Она поясняет:
— Данный конкретный случай считается завершенным, решение принято, но мы его не рассматриваем как прецедентный. Во-первых, у нас не прецедентное право (когда решение одного суда является обязательным для всех остальных судов- прим. ред). Во-вторых, то, что у профсоюзов иное, отличное от министерства образования, мнение, не означает распространение данного решения на все остальные случаи. Второй случай, находящийся в производстве комиссии, как будто бы похожий, но по сути – содержательно — отличается от первого, поэтому и решение может быть совершенно иным. В-третьих, срок оспаривания предуведомления прошел, он окончился 30 мая.

Это, так сказать, технические моменты. В то же время, Отдел культуры нарвской управы запросил мнение у министерства образования и у Трудовой инспекции по данному вопросу. Трудовая инспекция признает решение Комиссии законным, а вот юрист министерства образования имеет прямо противоположное мнение. «Но это не официальная позиция министра, а мнение, выраженное во внутренней переписке», — подчеркивает Дегель, — «Факт в том, что две государственные организации заняли абсолютно противоположные позиции. Мы сейчас вынуждены взять паузу и не давать оценок. Все выданные ранее предуведомления основываются на Законе об образовании, поэтому у управы нет законного основания их отзывать или аннулировать. Закон не изменился, и мы должны его исполнять. Решение Комиссии по трудовым спорам не говорит о том, что предуведомления были выданы незаконно».

Что же касается вопроса по существу, по мнению чиновников, у каждой из сторон первого случая были свои мотивы, чтобы договориться и подписать это компромиссное решение. «Если бы школа не была согласна оставить человека на прежнем месте, то и документ не был бы подписан», — сказала руководитель Отдела культуры.

«Одним позитивом сыт не будешь»

Вице-мэр по образованию Мессурме Писарева, комментируя ситуацию, говорит, что педагоги предуведомлены, но это не значит, что они уже уволены.

Мессурме Писарева:
— Правда состоит в том, что нам некем заменить наших нарвских педагогов-предметников. Повторюсь: я считаю их нашим золотым запасом, и мы бы не хотели потерять наших опытных, заслуженных учителей, мы в них нуждаемся. Даже если придет педагог с эстонским языком, обучение еще на протяжении нескольких лет все равно будет проходить на русском языке. Тема действительно для нас сложная. Руководители школ активно занимаются поиском персонала, идут конкурсы, но я не вижу очереди из желающих. Мы пытаемся смотреть на ситуацию позитивно, но одним позитивом сыт не будешь.

Вице-мэр подтвердила, что управа уже обращалась несколько раз в министерство образования с вопросом, возможно ли взять обратно тех, кто сейчас получил предуведомление, если не будет найдена замена? Ответы были отрицательными. «Значит, повторно в августе будем спрашивать: что должен делать муниципалитет в том случае, если мы не найдем учителей, отвечающих квалификационным требованиям?», — говорит Лариса Дегель.

Писарева также говорит и о другом аспекте: нарвские учителя являются и нарвскими налогоплательщиками, из налогов формируется городской бюджет. Город не заинтересован, чтобы люди оставались без работы. «Нас правда, все интересует: и качество образования, и наши горожане, и то, как пройдет переход на эстонский язык в четвертых классах, в которых не все дети говорят по-эстонски. Мы понимаем, что там возникнут трудности», — говорит она.

Софья Боборенко

- Реклама -
Предыдущая статья23 июня: длинный праздничный день
Следующая статьяВ Нарва-Йыэсуу построят новый детсад
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Сначала новые
Сначала старые Популярные
Отзывы на заметки
Посмотреть все комментарии