Вынесенный в заголовок вопрос — наверное, единственная интрига выборов в Европарламент, голосование на которых пройдет 3-9 июня. Это если мы говорим о Нарве. А о чем еще говорить? Все остальное — совсем скучно.
Я не возьмусь сейчас, конечно, искать причины, почему эти выборы важны, почему участие эстонских представителей в работе общего депутатского собрания государств Евросоюза, имеет не только символическое значение. Важно то, что нарвитяне, в целом жители Ида-Вирумаа, в это по большей части не верят, и из этого факта нужно исходить. Кто знает вообще, какие политические силы (левые, правые?), какие смыслы, идеи развития противостоят сейчас друг другу на этих выборах, перед каким большим выбором стоит ЕС? В основном людям хватает простого знания, что в этот раз европейцы выберут 720 депутатов Европарламента и только 7 из них будут избраны нами, то есть меньше 1 процента, у которого понятно какие возможности.
Избиратели Эстонии всегда были неактивны на этих выборах, проводящихся раз в пять лет, но у нас в уезде уровень участия не раз становился самым низким в ЭР, а в Нарве эстонские граждане всегда голосовали за кандидатов в Европарламент с рекордно большой неохотой.
В 2019 году явка в Нарве составила всего 18,9 % от числа имеющих право голоса, в то время как в Ида-Вирумаа — 24,3%, по Эстонии в среднем — 37,6% (на 5 процентов меньше, чем в 2014 году), в Харьюмаа — 41,8%, а по всем 27 странам ЕС в целом — 51%.
Пять лет назад при решительном снижении уровня популярности Центристской партии в уезде, в городе нарвитяне отдали больше всего голосов именно ее кандидату — Яне Тоом, 1372 (в 2014 году — 2032). Для примера — получившая в 2019 году наивысшую поддержку эстонских избирателей, 65 549 голосов, кандидат Социал-Демократической партии Марина Кальюранд в Нарве довольствовалась 378 голосами, а ставший в итоге евродепутатом соцдем Свен Миксер взял тогда всего лишь 5 нарвских голосов.
Марина Кальюранд и сегодня, согласно опросам, является популярнейшим кандидатом в ЭР, способным собрать чуть ли не до пятой части от всех голосов. В Нарве лично для нее все изменилось в худшую сторону, так как лучше знать ее горожане не стали, а на этот раз часть голосов соцдемов уйдет бывшему мэру, ныне — оппозиционерке в Нарвском горсобрании Катри Райк.
Для самой Катри Райк итог выборов именно по Нарве может стать холодным душем, разочарующим для этого успевшего ощутить огромное доверие со стороны нарвитян политика. В 2021 году она показала сенсационный результат на выборах в городское депутатское представительство, собрав лично 4512 голосов, — так много, сколько не удавалось получить в самом русском городе Эстонии никому за всю новейшую историю ЭР, даже Михаилу Стальнухину. Конечно, за нее голосовали тогда и граждане РФ, и лица без гражданства, не являющиеся избирателями на выборах в Европарламент, но понятно, что среди нарвских граждан ЭР поддержка была особенно высокой.
Нет никакой социологии, опросов, показывавших, как обстоят дела с популярностью Райк в Нарве сегодня, но ясно, что она очень существенно снизилась, судя по тому, что говорят нарвитяне, но можно только гадать — насколько. Отчасти парадоксально то, что она может лишиться значительной части голосов из-за того, что многие, доверяя Райк, просто не хотят, чтобы она уехала из Нарвы в Брюссель, если вдруг ни с того ни с сего ей повезет избраться. Но шансов на последнее немного, еще и потому, что сама Райк заявляла, что не собирается работать в Европарламенте, предпочитая вкладывать усилия в развитие Нарвы.
В любом случае участие Райк в выборах сейчас — скорее техническое, работа на общий результат Социал-Демократической партии, которой она много недодала. Например, на пике личной популярности не развила в Нарве партийную ячейку, которой сегодня считай что нет.
Лучшее подтверждение тому, что Райк, по собственной воле или по указанию партии, одеяло на себя не тянет, это то, что в конце мая она провела встречу с избирателями в нарвской библиотеке совместно с Мариной Кальюранд. Не так важно отдала ли она тогда соратнице по партии сколько-то своих голосов, поговорив тогда с нарвитянами вместе с Кальюранд. Тут важен скорее символ, сигнал избирателям, что сбор голосов целенаправленно идет в общую копилку соцдемов.
В случае перспектив Яны Тоом можно уверенно сказать, что ее результат в Нарве будет существенно хуже, чем в прошлый раз, так как у нее множество голосов отнимет Айво Петерсон (Koos), более года находящийся под арестом, представший перед судом по обвинению в антигосударственной деятельности в пользу России, с которой теперь как кандидат в Европарламент он предлагает налаживать добрососедские отношения, отказываться от санкций и так далее. Суд не завершился, что сделало выдвижение этого кандидата возможным в соответствии с презумпцией невиновности, сформировало образ кандидата в условиях отсутствия юридической оценки «виновен или не виновен». Петерсона оппоненты называют «главным эстонским путинистом», а сторонники — «узником совести». И то, и другое добавляет ему голосов — опросы прочат ему место в десятке самых успешных кандидатов по итогам выборам, а его позиции, скорее всего, будут только усиливаться.
За Петерсона проголосуют и те, кто не ходил до сих пор на выборы в Европарламент, те, кого давно уже не устраивают все эстонские большие партии, со всеми их кандидатами. После выборов будут много говорить о той угрозе, которую представляют из себя граждане Эстонии, проявившие нелояльность, проголосовав за Петерсона в то время, когда идет война, которая в феврале 2022 года все изменила. Нарве достанется особенно, так как здесь их обнаружится особенно много.
Возможно, Айво Петерсон надеется на то, что отличный результат на выборах поможет ему в суде получить оправдательный приговор или совсем мягкое наказание, но, скорее всего, результат будет обратным.
Так или иначе, никто не ожидал серьезной избирательной кампании от кандидата бедной маргинальной партии, но вот она идет — распространяются рекламные материалы, что в Нарве очень заметно, а первый номер в общем списке кандидатов, доставшийся Петерсону по результатам лотереи, сам по себе гарантирует повышенное внимание избирателя.
Отвечая на вопрос заголовка, сам я скажу, что Петерсон может набрать в Нарве больше голосов, чем Райк и Тоом вместе взятые, а, возможно, даже больше того, что возьмут они вместе с Мариной Кальюранд. Его избиратели заявят таким образом протест буквально против всего, проголосовав только ради этого, возможно, заметно повысив явку на этот раз. Но надо им все-таки сказать на всякий случай, что все, что вам обещает Петерсон абсолютно нереалистично. И не только потому, что его могут выбрать в Европарламент только в результате чуда, а потому что его позиция маргинальна для всей Европы и продвигать ее в качестве депутата эффективно, добиваться результатов на голосованиях невозможно совершенно.