Татьяна Степанова: не зная толком родного языка, трудно выучить второй

0
470
Татьяна Степанова
В этом учебном году Татьяна Степанова успела потрудиться в банке, но в школе ей нравится больше. «Когда работаешь с детьми, результат нагляднее», - говорит директор. Фото: частный архив

Контент-маркетинг

- Реклама -

Директор Ваналиннаской государственной школы Татьяна Степанова планирует поучаствовать на осенних выборах в Нарвское городское собрание в составе списка Eesti 200. Говоря о своем взгляде на развитие системы образования в Нарве, Степанова выступает за то, чтобы все больше детсадов использовали методику языкового погружения. В то же время она против полного перехода системы образования на эстонский.

Ваналиннаская школа, единственная в Эстонии полностью работающая по системе языкового погружения, отметила свое 20-летие. Можно подвести некоторые итоги. В начале 2000-х, когда языковое погружение только начинало внедряться в учебных заведениях Эстонии, было много скептиков, критиков, настаивающих на том, что эта методика губительна, так как не позволит детям полноценно изучить многие предметы, ту же физику или математику, а учившиеся по ней в итоге не будут толком знать ни эстонского, ни русского.

— Можно ли сказать сегодня, что использование методики языкового погружения полностью себя оправдало, а все опасения за уровень знаний и будущее выпускников государственной Ваналиннаской школы были напрасными?

— Уверена, что это именно так, — говорит Татьяна Степанова, руководящая школой все 20 лет. — Одним из самых красноречивых подтверждений эффективности методики является то, что Нарва планирует создать свою школу языкового погружения на базе обновляющейся Кесклиннаской гимназии. Если говорить подробнее о наших результатах, то в первую очередь надо отметить, что 96 процентов выпускников Ваналиннаской школы поступают в высшие учебные заведения, причем в абсолютном большинстве — в эстонские, благодаря отличному уровню владения государственным языком, а по окончании вузов остаются в Эстонии, зачастую – именно в Нарве. С учетом демографического кризиса это чрезвычайно важно.
Надо отметить и то, что в прошлом году наша школа с разрешения Министерства образования впервые набирала три первых класса (все 20 лет было два), и они были моментально укомплектованы, как и в этом году. Желающих попасть к нам всегда было больше, чем мы можем принять, что тоже говорит о качестве образования, о желании нарвитян отдавать детей именно к нам.

— Не опасаетесь, что находящаяся рядом Кесклиннаская гимназия составит вам конкуренцию, заберет часть ваших потенциальных учеников?

— Здоровая конкуренция – это всегда хорошо. Тут же важно еще то, что погружение в эстонский язык – это прекрасно, но у школы должны быть и другие преимущества, чтобы быть успешной. В нашем случае это участие школы в разных программах. Например, мы входим в сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО, являемся партнерами Goethe-Institut, каждый год реализуем проекты Erasmus и так далее. Очень серьезное внимание уделяем изучению иностранных языков, не только английского, но и немецкого, который для наших детей становится четвертым.

Возглавляющая школу уже 20 лет Татьяна Степанова постоянно повышает свой уровень как руководителя. Пять лет назад в числе 15 директоров эстонских школ при поддержке Министерства образования прошла обучение по программе руководителей-менторов. Не так давно поучаствовала в проекте практики для руководителей школ, которых направляли на временную работу на лучшие предприятия Эстонии, самых разных сфер, но, прежде всего, банковской, инфотехнологической.

«Понимание того, как строится работа на самых успешных современных предприятиях, налаживание связей с большими фирмами, в которых трудоустраиваются наши выпускники, для меня как для директора очень важны», — рассказывает Степанова, по результатам конкурса из трех этапов попавшая в этом учебном году в число участников проекта и поработавшая пару месяцев в отделе персонала банка SEB, в центральной таллиннской конторе 
«В эстонском SEB работает около 1000 человек, из них примерно 145 – руководители разного уровня. Знакомство с их стилями руководства, а я увидела их несколько, было ценным опытом для меня», — отмечает директор.

— Где все-таки трудоустраиваются в основном ваши выпускники, получив высшее образование? Тут есть какие-то интересные тенденции?

— У нас в школе два направления: гуманитарное, объединяющее учеников, изучающих языки, а также направление внутренней безопасности, которое мы развиваем совместно с Академией МВД, куда каждый год поступает приличное количество наших выпускников. Соответственно, затем они работают спасателями, пограничниками, таможенниками, полицейскими, в том числе налоговыми. Очень многие поступают на инженерные специальности, на инфотехнологии, а так же есть еще одна достаточно большая группа – те, кто идет в медицину. Есть выбирающие карьеру педагога. Только в нашей школе в новом учебном году будет уже пять учителей, когда-то ее закончивших.
Вообще, очень радостно то, что значительная часть наших выпускников работает сейчас именно в Нарве, обеспечивая его жизнедеятельность, развивая город.

— Если говорить о развитии системы образования конкретно в Нарве, являетесь ли вы сторонницей того, чтобы все больше детских садов в городе использовали методику языкового погружения?

— Конечно, да. Общеизвестно, что чем раньше человек начинает изучать языки, тем легче он их усваивает. В этом смысле дошкольное образование невероятно важно – нельзя упускать наилучшие возможности помочь детям с изучением эстонского и других языков. Освоение языков в игровой форме, без всякого напряжения – это, конечно, наилучшая методика.

— А как вы относитесь к идее полного перехода всех уровней образования, от детсада до университета, на эстонский?

— Я не сторонница этого. Языковое погружение позволяет обеспечить индивидуальный подход, у него есть много разных программ, каждая из которых уместна в какой-то конкретной ситуации. Кому-то из детей достаточно двух-трех уроков на эстонском в неделю, и больше пока не надо, а кто-то справляется без особых усилий и с радостью с полным погружением. Если бы у родителей был выбор между чисто эстонским детским садом и теми, где в той или иной степени применяется методика языкового погружения, это был бы оптимальный вариант. Очень важно то, что в основе всего все-таки лежит родной язык. Как филолог, русский и эстонский, могу уверенно сказать, что второй язык сложно освоить, если не развит первый.

— При следующей переписи населения ЭР можно будет, как ни странно, отметить два родных языка.

— Для нашей школы это как раз совсем не странно. Если во всех остальных школах республики, где отчасти применяется методика языкового погружения, на выпускных экзаменах ученики сдают эстонский как второй язык, у нас его дети сдают как родной. В то же время, хотя мы учим детей по программе эстонских школ, русский язык (а потом литература) у нас преподается тоже как родной.

— Что еще город может сделать для улучшения качества образования?

— Нужно все больше внимания уделять проектам, программам, позволяющим школьникам узнавать свою страну во всем ее многообразии, природном, культурном, экономическом. Пока, я считаю, с этим есть серьезная проблема, то есть в нарвских школах делается многое в этом направлении, но делается все-таки недостаточно. Вопрос же не только в изучении языка, а в глубоком понимании места, в котором живешь.

- Реклама -
Предыдущая статьяRMK открыл инфопункт на Петровской площади в Нарве
Следующая статьяНачался процесс над крупной наркогруппировкой в Эстонии
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Сначала новые
Сначала старые Популярные
Отзывы на заметки
Посмотреть все комментарии