Партия Eesti 200 выступает за легализацию однополых браков, а EKRE является ярым их противником. Eesti 200 поддерживает Керсти Кальюлайд и добивается того, чтобы она осталась президентом ЭР и по результатам следующих выборов, а для EKRE Кальюлайд – самая раздражающая фигура в эстонской политике.
Между позициями двух партий, либеральной и консервативной, отличий чрезвычайно много, по большинству вопросов они диаметрально противоположны, но объединяет Eesti 200 и EKRE одно – молодость и стремление утвердиться в эстонской политике не только на республиканском, но и на местном уровне.
Обе партии, по данным последних опросов, уверенно входят в четверку самых популярных в Эстонии. Националисты и консерваторы, недавно покинувшие правительство, EKRE, поддерживаемые 19 процентами населения, удерживают вторую позицию в рейтинге. Не представленная в парламенте Eesti 200 – на четвертом месте с 16 процентами.
При этом на местах, в отдельных муниципалитетах дела у юных партий (обе образовались только в прошлом десятилетии) идут неважно, отделения в регионах слабые, а, например, в Нарве еще в прошлом году их было не видно и не слышно.
В преддверии местных выборов, которые пройдут этой осенью, партии наверстывают упущенное, обещая побороться за власть в самоуправлениях собственными списками по всей ЭР, в том числе в приграничном городе. Для них важен не только абсолютный результат, то есть доступ к рычагам управления в муниципалитетах, но и внутреннее соревнование, один на один, за голоса тех, кто, разочаровался в «старых» политических силах.
Да и столь популярным организациям просто несолидно по факту отсутствовать в ключевых точках политической карты ЭР, в том числе в Нарве. Такое положение дел статусу категорически не соответствует.
Заяви о своих амбициях в Нарве Eesti 200 и EKRE еще четыре года назад, эту новость можно было бы просто проигнорировать или с той или иной степенью язвительности посмеяться над ней. Куда как менее радикальные в своем национализме Isamaa и Партия реформ, слишком эстонские для русского, в известном смысле, города, никогда не добивались ни на одних выборах хоть сколько-то ощутимых успехов. Либерализм Eesti 200 тоже слишком избыточен для среднего нарвитянина, чтобы рассчитывать на массовую поддержку здесь. И главное – в преддверии прошлых выборов в Нарвское горсобрание в городе правила балом Центристская партия, удерживая позиции второе десятилетие и наглухо закрывая своим задом дорогу к власти всем прочим желающим. Никаких шансов, в общем, не было.
Под занавес 2020 года политическая ситуация в Нарве изменилась кардинально, не столько по факту того, что вчерашняя оппозиция пришла к власти, а, прежде всего, потому, что многолетний лед треснул. Политическая жизнь пришла в движение, для новых сил открылись те возможности, которых не было с начала 2000-х, а многие активные люди, годами отказывавшиеся от участия в местной политике (так как не хочется тратить время, не имея перспектив сковырнуть вросших в город центристов), начали чувствовать, что их время настает.
Было бы наивно полагать, что готовность Eesti 200 признать гей-браки или местами карикатурный эстонский национализм, уровня «кровь и почва», партии EKRE станут непреодолимой преградой для их списков на пути в Нарвское горсобрание. Дело не только в том, что все понимают, что на местном уровне актуальны совсем другие вопросы и задачи, а, прежде всего, в том, что результат выборов в Нарве, как, впрочем, и в любом другом городе традиционно решает персональный состав того или иного списка.
Если в одном только первая пятерка кандидатов хоть сколько-то знакома нарвитянам, а в другом первые пять десятков фамилий на слуху, то на этом разговор, кто из них добьется большего, можно заканчивать.
Совершенно безотносительно идеологии Eesti 200 и EKRE все будет понятно по тому, кого им удастся привлечь в свои команды из известных нарвитян, которые в свою очередь подтянут других. И тут есть интрига, есть возможности.
Бывший мэр Нарвы Алексей Евграфов, которому было отказано в приеме в Центристскую партию, сказал давеча «Северному побережью», что, исключив все прочие варианты, выбирает сейчас между Eesti 200 и EKRE, решая вопрос, в чьей компании продолжить участие в местной политической жизни. Будет неудивительно, если к Евграфову в том или ином списке присоединится бывший председатель Нарвского городского собрания Ирина Янович, а также другие участники их команды, оказавшиеся не у дел. А на другой стороне автоматически окажутся их противники, которым не по пути и с новой нарвской властью. То есть в итоге соревнование Eesti 200 и EKRE в Нарве будет соревнованием местных групп, без оглядки на партийные идеологии.
В то же время, в этом плане, полегче должно быть Eesti 200, так как партия представляет из себя пустой сосуд, который пока только предстоит заполнить. У власти в ЭР она, в отличии от EKRE, не побывала, ее лидеры еще не успели построить своими высказываниями железобетонный идеологический каркас, и пока ее программа отвечает фантазиям людей с очень разными взглядами. Например, о развитии образования на эстонском языке в ней говорится так неконкретно, каждый может понимать это по-своему, вкладывая в общие слова собственные фантазии.
EKRE – тут сложнее. Все-таки нападки лидеров партии на русских многим памятны, в правительстве они показали, на что способны, а эстонский национальный консерватизм вообще не вписывается в нарвскую политическую картину.
В то же время у EKRE в нарвском отделении уже около 90 членов, и это по местным меркам очень много. Очевидно, что с организационной работой партия справляется прекрасно, а успех на выборах, повторимся, будет зависеть, прежде всего, именно от нее, от персоналий в списках, известности и активности отдельных кандидатов, а потом уже от идей, обещаний, программ развития Нарвы.
Все обещает быть достаточно любопытно в этом выборном году. Будем наблюдать за построением войск, которые выйдут в октябре на нарвскую политическую баталию, исход которой пока совершенно непредсказуем.