Сразу после избрания мэром Нарвы Катри Райк дала «Городу» большое интервью, в рамках которого мы поговорили с ней о первых днях на важном посту, о главных целях и мечтах.
— Каким был ваш первый рабочий день в должности мэра города?
— Насыщенным. Много встреч, телефонных разговоров, новых знакомств. Посетила «Продовольственный банк» и Кассу по безработице. Меня очень беспокоит положение тех людей, которым сейчас, в период пандемии, особенно тяжело. Социальные проблемы обостряются. С марта прошлого года в Нарве стало на 500 безработных больше. Очень печально то, что в общем числе нарвских безработных очень много совсем молодых людей – около 400 ребят от 16 до 24 лет. Очень многим из них мешает найти рабочее место плохое знание эстонского языка и недостаточный уровень владения компьютером, что указывает на то, что в нашей системе образования определенно что-то не так.
— Сколько длится ваш рабочий день?
— Официально – с 8 до 17, но в действительности сейчас он затягивается до 9 вечера. Так получается, что кто-то из тех, с кем необходимо встретиться, днем не может из-за занятости на работе. Я отношусь к этому нормально, но надеюсь, что выходные будут у меня сравнительно свободными.
— Катри, как вы оцениваете сами себя: вы требовательный руководитель или лояльный?
— Об этом было бы лучше спросить, например, людей в Нарвском колледже ТУ (Катри Райк была его директором 14 лет, — прим. ред.). Вообще, я требовательна к себе и другим, рабочее время считаю временем для работы. Своих людей не даю в обиду и сама не обижаю. Я очень терпелива, но когда все-таки надо что-то неприятное сказать сотруднику, сделаю это максимально прямо, но критикую не самого человека, а его конкретный поступок, решение.
— Какие наиболее проблемные моменты вы видите в нарвском горуправлении?
— Чтобы городская управа стала по-настоящему единой – не была разделена на шесть разных департаментов, нужно развивать сотрудничество между ними. Подчеркну, что в первые рабочие дни я встретила очень много мотивированных выполнять свои обязанности наилучшим образом чиновников. К сожалению, на практике для массового негативного мнения об управе достаточно того, чтобы один из 25 сотрудников вел себя с горожанами некорректно. Я обязательно говорю об этом, общаясь с чиновниками. Призываю быть вежливыми, быть осторожными в оценках, всегда помнить о том, что они работают в интересах горожан, а не наоборот. Горуправа живет на средства налогоплательщиков, которые могут не знать, в какой департамент нужно обращаться с тем или иным вопросом, но каждый чиновник должен с готовностью помогать сориентироваться, проводить, если надо, до нужной двери.
— Планируете ли обновление кадров в управе?
— Замена тех, с кем сложно сработаться, это простой путь для руководителя. Труднее работать с теми сотрудниками, которые есть, но я постараюсь пойти именно этим путем. Я – не новая метла, но в ситуации, когда горожанин чего-то не понимает, не может получить ясные и логичные ответы на свои вопросы, я взгляну на ситуацию и его глазами.
— Как вы проводите свободное время? Много ли его у вас?
— Пока работала в Рийгикогу в оппозиции, на недостаток свободного времени не жаловалась. За полтора года написала две книги по истории Нарвы, одну – на эстонском, другую – на эстонском и русском одновременно. Это своеобразные путеводители по городу, представляющие Нарву через различные воспоминания, путевые заметки, стихи, другие литературные источники.
Я уверена, что родина начинается от порога дома, а изучение истории своего города – очень важное дело. Я сама историк, но сейчас это уже моё хобби, которому с удовольствием посвящаю свой досуг.
— Какое у вас самое любимое место в Нарве?
— Оно меняется. Разумеется, когда-то это было здание колледжа. Потом – променад. Сейчас это – Кренгольм, но не только здания фабрик, а весь – и водонапорная башня, и жилые дома, которым по 150 лет, и больница, и бывший роддом. Последние до Первой мировой были самыми современными медицинскими учреждениями в Российской империи: с лифтами, центральным отоплением, горячей водой. Кренгольм — это наш Старый город. Я мечтаю о том, чтобы весь он поскорее стал абсолютно открытым пространством – с доступной всем смотровой площадкой у водопадов, кварталом культуры «Мануфактура» и так далее.
— Как вы относитесь к критике в свой адрес, в том числе в том числе в СМИ, соцсетях?
— Спокойно отношусь. Стараюсь извлекать из нее уроки, находить конструктивную часть, а когда не удается, пытаюсь понять, что делает людей злыми. Горько и обидно сталкиваться с проявлениями национальной ненависти. Этого понять не могу.
— Многие жители Нарвы особенно трепетно относятся к празднованию Дня Победы 9 мая. Некоторые ваши оппоненты спекулируют возможным вашим неприятием данной даты. Можете ли Вы это прокомментировать?
9 мая праздновался и будет праздноваться, несмотря на то, кто в городе мэр. В Нарве в этот день всегда светит солнце. Вы это замечали? Это день памяти, день окончания войны. Что может быть дороже мира? У меня в этот день есть свои традиции. И в этот день от народа прятаться, точно, не буду.
— Что бы вы хотели изменить в Нарве?
— Хочу сотрудничества со всеми, кто стремится сделать Нарву лучше. Сейчас у меня есть возможности для того, чтобы поддержать тех, кто готов развивать город. Долгих 7 лет я была депутатом–оппозиционером в Нарвском горсобрании, в то время, когда власть считала, что оппозиция должна сидеть тихо и не высовываться, молчать, быть тише травы. Все наши инициативы игнорировались коалицией, на нас смотрели как на пустое место. Сейчас мы можем, наконец, что-то сделать значительное и важное. И, что не менее важно, мы не будем повторять ошибку прошлой власти и дадим оппозиции полноценно участвовать в работе комиссий, занимать места их вице-председателей. Само собой, большинство мест в ревизионной комиссии должно быть за оппозиционерами. Всё ради большей прозрачности, открытости, без которой нам не будут доверять нарвитяне и власти ЭР, от которых зависит поступления государственного финансирования.
— Мы проводили високосный год. Народ давно заметил, что високосные годы приносят больше всего испытаний, и 2020-й, конечно, стал ярким примером этого. Лично для вас он был тяжелым?
— Год был трудный для всех, в том числе для меня. Коронавирус, которому поначалу большинство не предавало особого значения, а кто-то просто не замечал его до поры до времени, по итогам года заставил нас по-другому взглянуть на многое, на важность сохранения здоровья, своего и окружающих. Всем нам было очень непросто пережить 2020-й, и очень надеюсь, что 2021-й принесет больше радости.
— Где и как вы встретили новый год?
— В Нарве, в узком кругу близких людей. Как принято по нарвским обычаям: «Голубой огонек», речь Владимира Путина, а через час – Керсти Кальюлайд и гимн Эстонии. В Тарту так не встретишь Новый год – между двумя мирами, в начале Евросоюза и Эстонии.
— Что для вас самое главное в жизни?
— Любовь, любовь к жизни. Как поется в известной песне, «Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно».
— Какие качества вы больше всего цените в людях?
— Целеустремленность, умение не только ставить цель, но и двигаться к ней, не шагая по чужим головам. Надо мечтать и жить с этой мечтой.
— О чем мечтаете?
Чтобы мечты сбылись, о них сразу не говорят. Жизнь мне всегда много давала, сверх того, что я заслуживала своим трудом. Я, можно сказать, живу в долг. Люблю работать и очень хочу многое сделать на благо Нарвы. Знаю, что будет нелегко.
— Чего пожелаете нарвитянам в 2021 году?
— Здоровья, здоровья и еще раз – здоровья! Мира, любви и побольше доброты!
«Город»