В пятницу, 31 мая, будут сокращены более 60 рабочих мест в горуправе Нарвы. Сегодня свое мнение о том, как и почему сокращают в Нарве специалистов, высказывает теперь уже, похоже, бывший городской садовник Людмила Морина.
— Людмила, Вам еще 8 лет до пенсии, занимали ответственную должность — и вдруг оказались не нужны. Почему?
Увы, мне самой очень хотелось бы это знать. Я пока еще не получила официальное уведомление, но руководство мне уже объяснило, что в моих услугах более не нуждается. Очень неприятно, но мне греет душу поддержка многих людей — значит, не зря я работала все эти 12 с половиной лет на пользу Нарве, если оставила такое впечатление о себе. И мы, сокращаемые специалисты, уходим не из Нарвы. Нас «уходят» из горуправы. Мы любим свой родной город, мы верим в него и у нас есть силы. Мы верим, что все наладится, и будет в нашем городе все правильно, честно и прозрачно.
— Вы не согласны с действиями руководства города?
А давайте пройдемся по официально озвученной и в зале городского собрания Нарвы, и в СМИ информации, которую давало руководство города — громко заявлялось, что предварительно был проведен серьезный анализ структуры горуправы. Но возникает ряд вопросов: когда этот анализ был проведен, кем он был сделан — и проводился ли он вообще?
— Вы можете ответить на эти вопросы?
Давайте посмотрим. Заседание горуправы Нарвы проходило 17 апреля 2019 года. На него был вынесен проект новой структуры горуправы, который вывесили в электронной системе. Окончательный, исправленный ее вариант был добавлен в систему только на следующий день, 18 апреля.
Но ни первый, ни второй варианты, направленные на утверждение, не были согласованы ни одним из членов горуправы, ни юристом. Вопрос, не расходится ли это с требованиями правовых актов, был задан на заседании горсобрания, где утверждалась новая структура горуправы. Но ответ юриста был таков — все сделано в соответствии с правовыми нормами.
— Вероятно, анализ сделали руководители подразделений управы?
Однозначно — нет. В том числе и из их слов. Посмотрим конкретные факты.
Социальный департамент. Новый директор возглавляет его с января этого года. Никогда раньше не работала в социальной сфере, не имеет опыта руководства таким подразделением. Человек, который до вступления в должность не знал ни специфики работы каждого специалиста, ни объема его обязанностей, ни их состава. О каком анализе работы департамента со стороны нового руководителя в таком случае можно говорить?
Департамент архитектуры и городского планирования. Новый директор, никогда не имевший опыта работы в архитектуре и городском планировании, после вступления в должность долгое время находившийся на больничном. Вместо него работал сотрудник, исполняющий обязанности директора — человек, который и по основному-то месту работы невероятно загружен. И кто когда там провел этот «анализ» — большой вопрос…
Департамент развития и экономики. Еще в марте директор сообщил о своем уходе и на момент принятия новой структуры управы этим департаментом управлял исполняющий обязанности человек, который тоже загружен работой и вряд ли мог проводить детальный анализ.
Городская канцелярия. Ее руководитель, городской секретарь, тоже долгое время находится на больничном, его обязанности выполняет человек, который знает специфику работы канцелярии — но что касается проведения серьезного анализа, определяющего, насколько загружен тот или иной сотрудник, здесь тоже большой вопросительный знак.
И только в одном департаменте городского хозяйства директор прежний, третий год работающий. Но, похоже, какие-то факторы влияют негативным образом на некоторые ее решения.
— В чем же, по Вашему мнению, причина?
Здесь примечательно, что в беседах как наедине, так и в присутствии сотрудников коммунально-строительного отдела два руководителя департаментов (одна директор, другой — исполняющий обязанности), заявили, что реорганизация — это политический заказ, их мнения никто не спрашивал, а просто поставили перед фактом — убрать конкретных людей. Заметьте — было сказано убрать не должность и не место — а конкретных людей. То есть вместо того, чтобы серьезно анализировать должностные места и их обязанности, объем выполняемой работы на каждом должностном месте, проведена «чистка» рядов.
— Можете привести конкретные примеры?
Социальный департамент. Сокращается опытный, квалифицированный работник, руководитель отдела, долгие годы реально помогающий людям, нуждающимся в помощи, и добросовестно выполняющий весь большой объем возложенных на него обязанностей. Ликвидация этого рабочего места и перераспределение его обязанностей среди других сотрудников — это повышение эффективности и результативности работы? При такой оптимизации остается только уповать на Бога, чтобы люди смогли и физически и морально выдержать такую огромную нагрузку.
Департамент развития и экономики. Ликвидируется место специалиста, долгие годы отвечавшего за серьезную, доходную часть городского бюджета — внешнюю рекламу. В извещении о сокращении этого опытного, квалифицированного работника значится, что его обязанности никому не передаются. Означает ли это, что город вдруг, с 1 июня, лишится серьезной доходной статьи?
Департамент архитектуры и городского планирования. Садовые товарищества, квартирные дома, согласование проектов, разрешения на строительство и разрешения на эксплуатацию и многое другое — этим в отделе строительного надзора занимаются сейчас пять специалистов, и многое из-за огромного объема работы брала на себя руководитель отдела. От одной из зампредседателя горсобрания Нарвы до утверждения новой структуры, на вопрос, как можно в этой службе убирать хотя бы одного человека, я услышала ответ — «Да не может такого быть, ты ошибаешься! Департамент архитектуры отстаивал сохранение этого места!». Но — в новой структуре это место сокращено!
Вопрос — в ходе какого серьезного анализа выяснилось, что такие сокращения «оптимизируют» работу отдела? Кто же тот гениальный «оптимизатор», который внес это изменение? А где в это время было наше городское руководство? Два высоких представителя горсобрания и четыре высоких представителя горуправы дали мне ответ, что это не в их власти и что они ничего изменить не могут. А в чьей же? Или такие ответы, все же, мягко говоря, не соответствуют истине?
— Насколько важна должность городского садовника?
17 мая 2018 года по ходатайству вице-мэра Алексея Евграфова «из-за существенно увеличившейся нагрузки» на заседание горсобрания было вынесено изменение структуры департамента городского хозяйства, в котором в коммунально-строительный отдел было добавлено место еще одного специалиста по благоустройству. А через год в этой же структуре сокращается место специалиста, связанного с этим же профилем работы. При этом, по сравнению с 2018 годом, на сокращаемом месте городского садовника существенно увеличилась рабочая нагрузка. Площадь обслуживаемых зеленых зон с 1 января 2019 года выросла на 8 гектаров, и теперь она составляет 243 гектара. Это по всей Нарве, в том числе и в районе садоводческих товариществ, удаленных от Нарвы. Весь большой состав работ на всех этих площадях надо проконтролировать, то есть объехать, посмотреть, передать информацию подрядчикам, составить акты и т.д. В прошлом году городской садовник курировал один строительный объект — первый этап создания парка, посвященного столетию Эстонской Республики. В 2019 году в обязанности городского садовника вошло уже четыре строительных объекта — второй этап парка столетия Эстонской Республики, первый и второй этапы парка Герасимова и привокзальный парк. Кроме этого, городской садовник в течение более 12 лет курировала проведение конкурса «Красивый дом Нарвы» и по распоряжению горуправы была полномочным представителем Нарвы и руководителем нашего региона на уровне государства в некоммерческом объединении «Союз благоустройства Эстонии» под эгидой канцелярии Президента Эстонии.
— Кому будут переданы эти обязанности?
Двум оставшимся специалистам по благоустройству, находящимся сейчас на испытательном сроке. Одна из них работает два месяца, вторая — меньше месяца. Нагрузка, которая ляжет на плечи этих работников с 1 июня, нечеловеческая. С ней объективно такими силами невозможно справиться ни физически, ни морально. Тем более если у тебя нет опыта и специальной подготовки и в вопросах озеленения тоже. С 1 июня испытательный срок снова начинается и у этих людей — и у большой сферы городского хозяйства Нарвы — озеленения.
— А вам места не нашлось?
В информации о грядущей оптимизации громко говорилось о том, что сокращаемым людям будут предлагать по возможности другие рабочие места. По состоянию на 29 апреля, когда было отправлено извещение о коллективном сокращении в горуправе Нарвы в Кассу по безработице, в департаменте городского хозяйства было 4 вакантных места. На них по опыту работы, наличию специальной подготовки и образованию, а также высшей категории знания эстонского языка вполне мог претендовать отвечающий всем этим условиям сокращаемый с другой должности работник — городской садовник.
Но — на место по благоустройству из двух сокращаемых специалистов выбор был сделан в пользу работника инфослужбы городской канцелярии, об отсутствии опыта которого я уже выше сказала (да и знание эстонского языка намного ниже, чем у городского садовника). А место секретаря, которое должно было появиться в штатном расписании только с 1 июня, уже каким-то «законодательным чудом» оказалось уже занятым.
На место руководителя по обслуживанию идет грамотный, опытный специалист — но пенсионер. Напомню — в заявленных во всеуслышание официальных сообщениях говори лось о том, что в первую очередь будут сокращаться пенсионеры, а людям предпенсионного возраста будут предлагаться свободные места.
На место специалиста по обслуживанию идет человек с гораздо меньшим опытом работы, чем у сокращаемого работника. Все эти факты были озвучены на официальной встрече с директором департамента в присутствии юриста департамента. Но все призывы, которые были обращены к руководству Нарвы, о выполнении правовых актов, об объективном подходе к подбору кадров, о пользе дела, о благе города, к сожалению, не возымели никакого результата.
Более того, еще будучи в должности и исполняя свои обязанности, городской садовник уже была отстранена от ее дела, годами возвышавшего имидж Нарвы. Не далее как 23 мая, когда собралась оценочная комиссия по конкурсу «Красивый дом Нарвы», в обход всех правовых и моральных норм, член комиссии конкурса, городской садовник была отстранена председателем комиссии, мэром города, от участия в оценке результатов конкурса.
— За что?
Не поверите — за «комментарии в фейсбуке», где я честно и откровенно высказывала своё мнение… Теперь не знаю, смогут ли неплохие в целом девочки, никогда не соприкасавшиеся с этим делом, успеть в срок выполнить все положенное и вовремя передать информацию на республиканский уровень. Очень бы хотелось, чтобы смогли. Ведь я обещала лично председателю правления НКО «Союз благоустройства Эстонии», что сделаю все возможное, чтобы Нарва была в альбоме 2019 года. Но не по моей вине этого может не случиться.
— Каков в результате Ваш вывод?
Из сказанного ясно видно, что в результате реорганизации управы нанесен существенный ущерб интересам города и ни о каком повышении результативности труда речи быть не может. Кто будет отвечать за результаты такой оптимизации — вопрос риторический. Все, что происходит, скорее всего — результат хорошо отрежиссированной чистки, завуалированное избавление от неугодных людей. Если учесть, что среди сокращаемых нужных городу специалистов и не принятых на работу на другие вакантные места есть члены Центристской партии, то многие разумные люди понимают, что здесь к чему.
И очень жаль, что от всего этого страдает прежде всего дело, наша Нарва, ее имидж. Поймите правильно: я не говорила сейчас о своих амбициях и личных обидах — я не пропаду. Речь идет только о пользе дела, я привыкла работать так, чтобы личные эмоции не мешали работе, чтобы всегда был получен лучший результат из возможных.
Вопросы задавал
Александр Мясоедов
Kaebus nr 925
Pressinõukogu otsus 29.08.2019
Gorod rikkus head ajakirjandustava
Pressinõukogu arutas Narva linnapea Aleksei Jevgrafovi kaebust Gorodis 31. mail 2019 ilmunud artikli „Narva must reede“ peale ja otsustas, et leht rikkus head ajakirjandustava.
Tegemist on intervjuuga, kus ajakirjaniku küsimustele vastab koondatud linnaaednik, kes oma vastustes kritiseerib Narva linnavõimu.
Narva linnapea Aleksei Jevgrafov kaebas Pressinõukogule, et artikkel sisaldab konflikti, kuid teise poole arvamust linnavalitsuse reorganiseerimise kohta selles ei ole.
Gorod vastas Pressinõukogule, et tegemist on intervjuuga ja seetõttu ei saa see sisaldada intervjueeritava arvamuse ümber lükkamist. Gorod lisas, et Narva linnapea ei pöördunud toimetuse poole palvega süüdistused ümber lükata. Toimetus märkis, et kui linnapea oleks lehe poole sellise sooviga pöördunud, oleks talle võimalus kommentaariks antud. Leht selgitas, et intervjuus ei olnud ühtegi konkreetset perekonnanime ja lisaks võttis otsuse linnavalitsuse reorganiseerimise kohta vastu hoopis linnavolikogu.
Pressinõukogu otsustas, et ajaleht Gorod rikkus ajakirjanduseetika koodeksi punkti 5.1., mis näeb ette, et kui kellegi kohta avaldatakse tõsiseid süüdistusi, tuleb talle võimaluse korral pakkuda kommentaari võimalust samas numbris. Pressinõukogu leiab, et antud juhtumi puhul oleks tasakaalustatuse huvides tulnud Narva linnavalitsusele pakkuda võimalust omapoolseks kommentaariks samas numbris, arvestades eriti ka asjaolu, et tegu on kord nädalas ilmuva väljaandega.
Pressinõukogu esimees Gunnar Siiner