Депутат Рийгикогу от Ида-Вирумаа Михаил Стальнухин продолжает рассказ о том, как в ушедшем году удалось предотвратить катастрофический удар по кошелькам нарвитян.
(Окончание, начало читайте в No1 газеты «Город» за 04.01.2019 г.) — Прочитать можно по ссылке…
–Михаил, в прошлом номере «Города» вы рассказали о законопроекте, который позволил бы продавцам тепла поднять тарифы в Нарве на 50%. А кто его разработал, этот закон?
–Осенью 2016 года в Рийгикогу состоялось совещание, на котором присутствовал чиновник министерства экономики, отвечавший за этот законопроект. Нескольких моих вопросов хватило, чтобы участники совещания поняли: он ничего в нем не понимает. Не может объяснить простейших вещей. И тогда выяснилось, что законопроект подготовил некий союз, объединяющий продавцов тепла Эстонии.
–Как такое возможно? Полу-чается, что закон пишут те, кто по его итогам получают огромные прибыли?
–Именно так. Только в Нарве поставщики тепла, применив эти поправки в Закон о центральном отоплении, получили бы дополнительную прибыль где-то 6 миллионов евро за год. Думаю, они с радостью поделились бы с теми, кто обеспечил бы принятие этого закона. Напомню, что во главе правительства тогда была Партия реформ. Это многое объясняет.
–Михаил, вы остановили прохождение этого закона через парламент…
–Да, на собрании фракции я сообщил коллегам, что если 264 закон пройдет второе чтение, что в тот момент было возможно только при поддержке центристов, то я вынужден буду покинуть и фракцию, и партию. Думаю, это помогло коллегам осознать всю серьезность проблемы.
–Но почему министр экономики Кадри Симсон отозвала его только осенью 2018 года?
–Ей понадобилось два года, чтобы понять, что отдельные положения этого закона делают не производителей и продавцов тепла ответственными за неправомерное повышение теплотарифов, а подставляют именно министра экономики.
–Что помогло ей это понять?
–Кадри поверила моим доводам после событий 2017 года. Тогда, перед местными выборами, Narva Soojusvõrk AS отказалось заключить договор на поставку тепла нарвскому промпарку, в котором на более чем 30 предприятиях трудится более 1200 человек. Люди работали в холодных цехах, когда температура опустилась уже до 6–7 градусов. А анонимные мерзавцы расклеивали листовки, в которых ответственность за отсутствие отопления возлагали на меня и министра экономики. Я срочно уведомил о происходящем министерство и в тот же день кое-кому «вставили оглоблю», аж по самое горло. Еще через день договор с промпарком был подписан и тепло пошло на предприятия. А министр поняла, каким сволочам мы перешли дорогу.
–Скажите, а вопрос с этой «сравнительной ценой» решен окончательно?
–Нет. Если реформисты обойдут на выборах Центристскую партию, то я уверен, поскольку знаю и коллег-реформистов и их друзей-предпринимателей, что в кратчайшие сроки законопроект 264 вернется в парламент. Под другим номером, но с той же сутью. В 2016 году, не зная о скорой смене правительства, я думал о том, как трудно будет организовать акции гражданского протеста. А сейчас, после фактического развала нарвской организации центристов, это будет сделать в сто раз сложнее…
–Об этом предлагаем поговорить в следующий раз.
–Согласен.
–А вывод получается тот же самый: не имеющий гражданства Эстонии нарвитянин, должен быть благодарен нарвитянам – гражданам ЭР, в 2015 году проголосовавшим на выборах Рийгикогу за центристов?
–В очень конкретном случае со счетами за тепло – да.