Яна Тоом, кандидат в депутаты европарламента, N 153

0
58

Контент-маркетинг

- Реклама -

Если бы не было ЕС, мы были бы беднее – у нас не было бы доступа на общий рынок. Да, для эффективной работы на нем нужно многое уметь, в том числе – работать локтями на уровне Европарламента, считает евродепутат Яна Тоом.

Избиратель часто ставит вопрос ребром: зачем нужны евродепутаты? Что они вообще могут? Могут они очень и очень многое. Европарламент, действительно, не может сам инициировать законы – в отличие от национальных парламентов вроде Рийгикогу. Однако в его силах менять законопроекты, которые предлагает Еврокомиссия, и при желании ставить на них крест. И тут даже шесть (или семь, если с учетом будущего Брексита) эстонских депутатов – большая сила.

Только один пример: в 2014 году нам с четырьмя коллегами удалось не допустить запрета производства сланцевого масла и отсрочить скорое уничтожение добычи сланца. Отменить торговлю квотами, которая губит нашу сланцевую промышленность, мы не в силах, но если бы пять лет назад мы не вмешались, не убедили коллег голосовать против, не блокировали готовившееся решение, ситуация сегодня была бы куда хуже. Производство сланцевого масла не заменит нам сланцевую энергетику, но хотя бы частично возместит потери, в том числе – потери на рынке труда.

У нас о Европейском союзе иногда говорят пренебрежительно – мол, зачем он нужен, – а то и негативно. Чего греха таить, ЕС дает поводы для недовольства. Скажу больше: ЕС, как и любой структуре, полезны евроскептики и здоровая критика. Структура это огромная: вторая по величине экономика мира, полмиллиарда жителей, 28 стран, множество проблем, множество возможностей. Давайте пофантазируем: что было бы с нами, если бы не было ЕС?

Экономика должна быть европейской

Самое главное: Эстония была бы еще беднее. В 2004–2017 годах Эстония получила из бюджета ЕС на 6 млрд. евро больше, чем отдала. В следующем бюджетном периоде мы получим меньше, но все равно это будут миллиарды евро.

Всегда ли эти средства расходуются эффективно? Нет.  Но с тем, что на деньги ЕС у нас делается много всего, спорить невозможно. Часто какой-нибудь местный политик гордо перерезает ленточки перед реновированным культурным центром и говорит: «Это сделал я!» Без европейских средств он не сделал бы ничего, но это остается за кадром.

Миллиарды евро – это и дотации сельскому хозяйству, и средства структурных фондов на развитие бизнеса. Можно спорить о том, готова ли Эстония пользоваться евроденьгами – и как именно. Но винить в нашей безынициативности Брюссель, согласитесь, нельзя.

Мы были бы беднее и потому, что у нас не было бы доступа на общий рынок. Да, для эффективной работы на нем нужно многое уметь, в том числе – работать локтями на уровне Европарламента (наши евродепутаты), Европейской комиссии (наш еврокомиссар), Совета ЕС (наши министры). Но беспошлинный общий рынок сам по себе делает нас членами элитного клуба.

Еще один незаметный момент: вне ЕС нам пришлось бы вести переговоры о внешней торговле со всеми странами – и довольствоваться невыгодными условиями, выгодные маленькая страна выбить не может.  Сейчас наши интересы защищает Брюссель. ЕС торгуется на равных с США и Китаем, а нашим властям и делать ничего не надо.

Чтобы не было войны

Если б не было ЕС, у нас было бы еще больше безработных – поехать на заработки за границу было бы невозможно. Я знаю, у этой медали есть обратная сторона, нехорошая. Но без ЕС никакой хорошей стороны не было бы вовсе.

Если б не было ЕС, многие молодые люди не могли бы стажироваться и учиться за границей. Не было бы стандартов, которые обеспечивают нам более здоровую жизнь – скажем, в ЕС запрещена американская говядина с гормонами. Никто не обеспечил бы нам сохранность вкладов – а в ЕС, если банк лопнет, ваши накопления не пропадут. Не было бы безвизовых поездок по Европе. Нужно было бы платить за роуминг.

Если б не было ЕС, Эстония полностью подпала бы под американское влияние. Отношения с Россией были бы куда хуже, а военное присутствие НАТО – наверняка куда больше. Со всеми геополитическими последствиями, которые эта ситуация могла повлечь для нашей безопасности.

И еще одна вещь, которую мы часто упускаем из виду: если б не было ЕС, мы с большой вероятностью жили бы на ядерных развалинах Третьей мировой. Изначально целью предшественника ЕС, Союза угля и стали, было создание новой структуры европейских отношений, которая сделала бы европейские войны невозможными. И победившая Франция, и проигравшая Германия уступали часть национальных суверенитетов более высокой, наднациональной структуре, из которой и появился впоследствии Европейский союз.

Не будет преувеличением сказать, что ЕС стал сдерживающим фактором и во время «холодной войны». США и СССР могли быть соперниками до гроба, а ЕС позволял себе гибкую внешнюю политику – Великобритания всегда с Белым домом, Финляндия не портила отношений с Кремлем. Итог – система сдержек и противовесов, благодаря которой «горячей» войны удалось избежать.

Федерализм как неизбежность

Отцы-основатели ЕС считали, что со временем тесно связанные общей экономикой страны как бы незаметно станут Соединенными Штатами Европы. Английское слово state тоже означает «государство», штаты в какой-то степени независимы – они вольны принимать разные законы, например. Но есть федеральный уровень, который и делает США единым целым.

Соединенных Штатов Европы не случилось и, видимо, не случится. В этом отношении я реалист, что не мешает мне быть федералистом – сторонницей более единой Европы. В Эстонии идея федерализма по известным причинам непопулярна, но, боюсь, от нее не уйти. Дело в экономике. Все свободы ЕС ничего не стоят, если у вас нет денег их реализовать – не на что слетать на выходных в Париж, грубо говоря. Бедняков в Европе по-прежнему очень много. ЕС превратился в проект для молодых или богатых. В качестве «всего лишь экономического союза государств» он нестабилен: бедность приводит к росту радикального популизма, а популисты, в отличие от пролетариев, никогда не объединятся – они тащат одеяло каждый на себя.

Экономики и внешней политики недостаточно, нужна общая социальная политика. Поэтому, несмотря на принцип невмешательства во внутренние дела, у нас есть Европейский столп социальных прав – программа, по которой и в Эстонии могут появиться общеевропейские минимальные пенсии, зарплаты выше нынешних, другие социальные гарантии. Это начинание поддержала Франция, и ясно, что новый созыв Европарламента займется этим и другими насущными вопросами вплотную.

Но все это будет, только если будет ЕС – и те, кто отстаивает в его структурах наши права.

- Реклама -
Предыдущая статьяИзвлечем ли мы урок из аварии с электроснабжением?
Следующая статьяРуководителям детских садов и школ по интересам Нарвы могут поднять зарплаты
1 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Отзывы на заметки
Посмотреть все комментарии